Вопросы аккредитации ОП с применением ЭО, ДОТ, онлайн-курсов

В этом разделе форума можно задавать вопросы, касающиеся любых аспектов правоприменительной практики в сфере высшего образования.

Вопросы аккредитации ОП с применением ЭО, ДОТ, онлайн-курсов

Сообщение timkin » 02 май 2018, 16:16

Вопрос о трактовке термина «исключительно» применительно к реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО, ДОТ
Согласно Приказа МОН №816 от 23.08.2017 г. см. п. 6 «При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций….» обеспечивает дополнительные условия (функционирование ЭИОС и идентификацию личности)
Согласно тому же приказу п.7 «Организации вправе реализовывать образовательные программы или их части с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов,….»
Эти позиции позволяют трактовать, в том числе и экспертам Рособрнадзора» любую образовательную программу, в которой используется хотя бы один онлайн-курс (как собственный, так и иного вуза) как программу с применением исключительного ЭО, ДОТ (в части программы). Здесь частью программы является дисциплина, модуль учебного плана.
Такая трактовка «исключительного ЭО, ДОТ» сильно отличается от трактовки приказа МОН №2 от 09.01.2014 г., в котором программой с применением исключительного ЭО, ДОТ могла считаться программа полностью дистанционная по всему временному и содержательному континууму.
Отсюда возникают следующие сложности:
1. Для СПО существует список программ, запрещающий «исключительное» ЭО, ДОТ (см. приказ МОН от 20.01.2014 №22). Следовательно, в этих программах нельзя использовать онлайн-курсы ни в какой модели. Пи этом имеется противоречие новыми ФГОС СПО (см. , например, ФГОС по специальности 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), где в п.1.7. утверждается, что образовательная организация вправе применять ЭО, ДОТ
2. Для вузов нет препятствий в применении онлайн-курсов. Однако при аккредитации вузом таких программ, помимо особого оформления заявки на аккредитацию с указанием долю ОП, реализуемую исключительно с применением ЭО, ДОТ, возникает также множество особенностей и требований к локальной внутренней документации (см., в частности, на указания эксперта Рособрнадроза Ладнушкиной Н.М. https://www.youtube.com/watch?v=1chv6jy ... e=youtu.be). То есть у вузов возникают лишние проблемы итак в крайне сложной процедуре аккредитации, не давая никаких положительных преференций. Это не способствует внедрению онлайн-курсов в образовательные программы вузов и колледжей
Хотелось бы обсудить возможность вывести применение онлайн-курсов из-под определения «исключительного ЭО, ДОТ», либо:
• исключением этого термина «исключительно» из нормативной базы МОН и Рособрнадзора
• введением количественного критерия, например, 5-10% ЭО, ДОТ, онлайн-курсов в образовательной программе (в зачетных единицах) не будут считаться исключительным применением ЭО, ДОТ.
• исключить в Приказе МОН №816 термин «в части программы»: пусть исключительное по прежнему относится к программе в целом. Кстати, нет никаких оснований для возражения эксперту Рособрнадзора, если он частью образовательной программы посчитает часть, меньшую, чем дисциплина, например, промежуточную аттестацию по дисциплине.
И просьба в получении ответа в категорической форме: можно ли сегодня применять онлайн-курсы в ООП СПО, включенной в список Приказа №22 от 20.01.2014
Тимкин С.Л., исп. Директор Ассоциации вузов и колледжей «Омский региональный электронный университет»
timkin
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 23 апр 2018, 08:23

Re: Вопросы аккредитации ОП с применением ЭО, ДОТ, онлайн-ку

Сообщение mikhey » 23 май 2018, 06:28

Здравствуйте, Сергей Леонидович.

Конкретного определения онлайн-курса в нормативных документах нет, поэтому что мы назовем онлайн-курсом, то и будет.

1) По моему мнению трактовка "исключительно" убрана из новых стандартов (вот как раз Экономика http://publication.pravo.gov.ru/Documen ... 1802270045)
2) Я считаю, что слово "исключительно" во ФГОС всё таки относится ко всей образовательной программе. А так как любые образовательные программы СПО, ВО содержат в себе практики, которые однозначно проводятся в очном формате, а так же нужно быть "очень смелым человеком", чтобы итоговую аттестацию по ООП проводить в дистанционном формате. То я считаю, что термин "исключительно" для ООП не применим в принципе и поэтому убран из новых ФГОС.
3) Мои предложения:
- ввести определение онлайн-курса, ибо сейчас это абстрактное понятие, ничего под собой не подразумевающее с точки зрения закона.
- создать экспертные комиссии в Рособрнадзоре (или как он там сейчас будет назваться) по ЭО и ДОТ, которые помогут скорректировать нормативную политику в нужном направлении.
4) С экспертами нужно общаться и отстаивать свои мнения и доводы. Особенно если они находятся в спорном законодательном пространстве.

Всем отличного настроения и хорошей недели!

С уважением, Александр Валерьевич Михеев, начальник отдела проектирования и сопровождения электронных образовательных ресурсов ВятГУ
mikhey
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 23 май 2018, 05:53

Re: Вопросы аккредитации ОП с применением ЭО, ДОТ, онлайн-ку

Сообщение mikhey » 23 май 2018, 06:47

Добрый день, Сергей Леонидович.

По моему мнению, слово "исключительно" относится только к образовательной программе в целом.
С чем это связано:
1) Понятие онлайн-курс не определено на законодательном уровне и приказе МОН №816, не отражается, что есть онлайн-курс. Поэтому как корабль назовешь, так он и поплывет.
2) В новых ФГОС, например в той же Экономике СПО http://publication.pravo.gov.ru/Documen ... 1802270045, указано "организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.", поэтом проблема "исключительно" отпадает сама.
3) Программы СПО и ВО являются основными и реализуются по ФГОС и профстандартам, поэтому для них, по моему мнению слово "исключительно" не применимо вовсе, так как есть раздел практики, и нужно быть "очень смелым человеком", чтобы итоговую аттестацию по основным программам проводить в дистанционном формате.
4) Если эксперт копает вашу нормативку по ЭО и ДОТ, значит вы либо привлекли его внимание, либо он просто проверяет соответствие. А так как правовое поле находится в спорной области законодательства, то нужно отстаивать свое мнение особенно если вы считаете его законным.

Поэтому предлагаю:
- внести изменения в приказ МОН №816 по определению онлайн-курса, или выпустить письмо или методические рекомендации о том что такое онлайн-курс с точки зрения закона;
- создать при Рособрнадзоре экспертные комиссии по ЭО и ДОТ, для корректировки политики в сфере законодательства по ЭО и ДОТ.

Все хорошей недели.

С уважением, начальник отдела электронных образовательных ресурсов департамента электронного образования ВятГУ
Александр Валерьевич Михеев
mikhey
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 23 май 2018, 05:53

Re: Вопросы аккредитации ОП с применением ЭО, ДОТ, онлайн-ку

Сообщение Артемий Рожков » 28 май 2018, 09:27

timkin писал(а):Вопрос о трактовке термина «исключительно» применительно к реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО, ДОТ
Согласно Приказа МОН №816 от 23.08.2017 г. см. п. 6 «При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций….» обеспечивает дополнительные условия (функционирование ЭИОС и идентификацию личности)
Согласно тому же приказу п.7 «Организации вправе реализовывать образовательные программы или их части с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов,….»
Эти позиции позволяют трактовать, в том числе и экспертам Рособрнадзора» любую образовательную программу, в которой используется хотя бы один онлайн-курс (как собственный, так и иного вуза) как программу с применением исключительного ЭО, ДОТ (в части программы). Здесь частью программы является дисциплина, модуль учебного плана.
Такая трактовка «исключительного ЭО, ДОТ» сильно отличается от трактовки приказа МОН №2 от 09.01.2014 г., в котором программой с применением исключительного ЭО, ДОТ могла считаться программа полностью дистанционная по всему временному и содержательному континууму.
Отсюда возникают следующие сложности:
1. Для СПО существует список программ, запрещающий «исключительное» ЭО, ДОТ (см. приказ МОН от 20.01.2014 №22). Следовательно, в этих программах нельзя использовать онлайн-курсы ни в какой модели. Пи этом имеется противоречие новыми ФГОС СПО (см. , например, ФГОС по специальности 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), где в п.1.7. утверждается, что образовательная организация вправе применять ЭО, ДОТ
2. Для вузов нет препятствий в применении онлайн-курсов. Однако при аккредитации вузом таких программ, помимо особого оформления заявки на аккредитацию с указанием долю ОП, реализуемую исключительно с применением ЭО, ДОТ, возникает также множество особенностей и требований к локальной внутренней документации (см., в частности, на указания эксперта Рособрнадроза Ладнушкиной Н.М. https://www.youtube.com/watch?v=1chv6jy ... e=youtu.be). То есть у вузов возникают лишние проблемы итак в крайне сложной процедуре аккредитации, не давая никаких положительных преференций. Это не способствует внедрению онлайн-курсов в образовательные программы вузов и колледжей
Хотелось бы обсудить возможность вывести применение онлайн-курсов из-под определения «исключительного ЭО, ДОТ», либо:
• исключением этого термина «исключительно» из нормативной базы МОН и Рособрнадзора
• введением количественного критерия, например, 5-10% ЭО, ДОТ, онлайн-курсов в образовательной программе (в зачетных единицах) не будут считаться исключительным применением ЭО, ДОТ.
• исключить в Приказе МОН №816 термин «в части программы»: пусть исключительное по прежнему относится к программе в целом. Кстати, нет никаких оснований для возражения эксперту Рособрнадзора, если он частью образовательной программы посчитает часть, меньшую, чем дисциплина, например, промежуточную аттестацию по дисциплине.
И просьба в получении ответа в категорической форме: можно ли сегодня применять онлайн-курсы в ООП СПО, включенной в список Приказа №22 от 20.01.2014
Тимкин С.Л., исп. Директор Ассоциации вузов и колледжей «Омский региональный электронный университет»



Коллеги, согласен с тем, что формулировки, используемые в пунктах 5 – 6 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. № 816 (далее – Порядок), являются неудачными, не позволяющими четко определить, в каких случаях при использовании ДОТ и ЭО нужно выполнять требования только пункта 5, а в каких случаях следует руководствоваться требованиями обоих указанных пунктов.
Представляется, что при освоении любой части образовательной программы с использование ДОТ и ЭО образовательная организация должна создать условия применения указанных технологий - функционирование электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися данной части образовательной программы независимо от места нахождения обучающихся. В то же время, позволю себе предположить, что обеспечение идентификации личности обучающегося и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения, должны проводиться только при проведении промежуточной и (или) итоговой аттестации с использованием ДОТ.
По нашему мнению, в связи с указанной коллизией следует инициировать внесение изменений в пункты 5 и 6 Порядка с целью четкого разграничений ситуаций, в которых должны быть обеспечены соответствующие условия применения ДОТ и ЭО.
По поводу обучения по программам СПО. Поскольку в самом наименовании перечней, утвержденных приказом Минобрнауки России от 20 января 2014 г. № 22, говорится о программах целиком (слова «частей») не употребляются, то применение данных перечней относится к реализации образовательных программ среднего профессионального образования по соответствующим профессиям и специальностям с применением исключительно (т.е. полностью, только) электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Артемий Рожков
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 11 сен 2016, 17:21


Вернуться в Обсуждение общих вопросов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron