Вопрос о трактовке термина «исключительно» применительно к реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО, ДОТ
Согласно Приказа МОН №816 от 23.08.2017 г. см. п. 6 «При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций….» обеспечивает дополнительные условия (функционирование ЭИОС и идентификацию личности)
Согласно тому же приказу п.7 «Организации вправе реализовывать образовательные программы или их части с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов,….»
Эти позиции позволяют трактовать, в том числе и экспертам Рособрнадзора» любую образовательную программу, в которой используется хотя бы один онлайн-курс (как собственный, так и иного вуза) как программу с применением исключительного ЭО, ДОТ (в части программы). Здесь частью программы является дисциплина, модуль учебного плана.
Такая трактовка «исключительного ЭО, ДОТ» сильно отличается от трактовки приказа МОН №2 от 09.01.2014 г., в котором программой с применением исключительного ЭО, ДОТ могла считаться программа полностью дистанционная по всему временному и содержательному континууму.
Отсюда возникают следующие сложности:
1. Для СПО существует список программ, запрещающий «исключительное» ЭО, ДОТ (см. приказ МОН от 20.01.2014 №22). Следовательно, в этих программах нельзя использовать онлайн-курсы ни в какой модели. Пи этом имеется противоречие новыми ФГОС СПО (см. , например, ФГОС по специальности 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), где в п.1.7. утверждается, что образовательная организация вправе применять ЭО, ДОТ
2. Для вузов нет препятствий в применении онлайн-курсов. Однако при аккредитации вузом таких программ, помимо особого оформления заявки на аккредитацию с указанием долю ОП, реализуемую исключительно с применением ЭО, ДОТ, возникает также множество особенностей и требований к локальной внутренней документации (см., в частности, на указания эксперта Рособрнадроза Ладнушкиной Н.М. https://www.youtube.com/watch?v=1chv6jy ... e=youtu.be). То есть у вузов возникают лишние проблемы итак в крайне сложной процедуре аккредитации, не давая никаких положительных преференций. Это не способствует внедрению онлайн-курсов в образовательные программы вузов и колледжей
Хотелось бы обсудить возможность вывести применение онлайн-курсов из-под определения «исключительного ЭО, ДОТ», либо:
• исключением этого термина «исключительно» из нормативной базы МОН и Рособрнадзора
• введением количественного критерия, например, 5-10% ЭО, ДОТ, онлайн-курсов в образовательной программе (в зачетных единицах) не будут считаться исключительным применением ЭО, ДОТ.
• исключить в Приказе МОН №816 термин «в части программы»: пусть исключительное по прежнему относится к программе в целом. Кстати, нет никаких оснований для возражения эксперту Рособрнадзора, если он частью образовательной программы посчитает часть, меньшую, чем дисциплина, например, промежуточную аттестацию по дисциплине.
И просьба в получении ответа в категорической форме: можно ли сегодня применять онлайн-курсы в ООП СПО, включенной в список Приказа №22 от 20.01.2014
Тимкин С.Л., исп. Директор Ассоциации вузов и колледжей «Омский региональный электронный университет»